Приобщать детей к
истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы
забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в
детском саду был создан мини-музей «Русская изба» и создана система
работы с детьми по этому направлению.
Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, т.
к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают
посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень
много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею
обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на
вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления
слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только
увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи
становятся знакомыми, узнаваемыми.
Цель: формирование личностной культуры у детей на основе
ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.
Задачи: продолжать знакомить детей с бытом и жизнью русского народа,
развивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, былин,
заучивание пословиц, поговорок, рассматривание музейных экспонатов. Изготовление
различных украшений на занятиях художественного творчества.
Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват,
люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель,
самовар, красный угол,
Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского
быта, клубочек, русский народные костюмы, самовар.
Игра с лентой (в группе)
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: ребята, вам понравилось играть
в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было
очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в
старину? Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
Путь-дорожку укажи
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из
группы).
Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с
вами попали? (в русскую избу)
Ход экскурсии:
Дети заходят в музей «Русская изба», их
встречает хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости
прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите,
проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем
разговаривать. Отгадайте загадку:
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)
Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое
главное в деревенской избе – это печь.
Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой
частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть
дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке
можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи
называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь
печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней
пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий
чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи
доставать.
Народная мудрость гласит: «Не красна изба
углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили
о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно
ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в
то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой
пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. А
вот кувшин для молока, называется он крынка.
Хозяюшка: А еще в каждой избе был «красный
угол». В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.
В красном углу совершались ежедневные моления, с
которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в
доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению
хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само
название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый».
В углу стоял стол и лавки, где располагалась вся семья.
Хозяюшка: Ой, ребята! Кто-то плачет в
люльке. Как выдумаете, кто там? (ребёнок)
- Раньше, в старину, не было кроваток,
колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле
печки, где теплее. Люльку закрывал полог. Это не просто ограждение от света и
мух, а ещё и от злых духов препятствие. Строго-настрого запрещалось качать
пустую люльку, якобы ребёнок будет спать беспокойно.
В русской избе почти все было сделано
руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Всё
было сделано с любовью, передавалось из поколения в поколение.
Хозяюшка: Где русские хозяйки хранили
одежду?
Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)
Хозяюшка: Давайте в него заглянем.
- Чтобы сшить такие наряды девушки должны были
вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали
что, кто мне скажет? (Лучину, свечи.)
- Что подставляли под свечи, чтобы они не падали
и стол не пачкали (Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем). Из чего делали
лучину народные мастера? (Из щепочки, отколотой от полена).
Хозяюшка: Русский народ очень трудолюбивый.
Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева
вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
Хозяюшка: Вы, наверное, устали: много
интересного узнали.
Присаживайтесь к столу, гости дорогие.
А на столе - выпуская жаркий пар древний чайник
(самовар).
Да, любили люди из самовара чай попить.
Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.
А у меня для вас и угощение есть. (Хозяйка
угощает детей пирогами, баранками, чаем и петушками.)
- Пора вам отдохнуть. А мне делами заняться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий