четверг, 26 марта 2020 г.

Проект"Русская народная культура и традиции"


               
Проект для детей младшей группы 3-4 лет: «Русская народная культура и традиции».

Авторы проекта: воспитатели 
 Плец Д.В

   


По доминирующей деятельности: (познавательно - информационный)

По количеству участников: (групповой)

По характеру контактов(среди детей, родителей и воспитателей)

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).


Актуальность.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством.
2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле..
3. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
4. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Ожидаемый результат.
- Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;
Этапы проекта.
1.Организационный.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
2. Планирование деятельности.
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба! »
Цель: Дать представление о русской избе. Обогатить словарь детей новыми словами. Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька и др.) , народным играм и русскому фольклору.

Дидактические игры: «Угадай по звуку?»
Цель: Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Что растет в саду и огороде?»
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры:
«Каравай», «Вышел Ваня погулять»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Продуктивная деятельность.
Лепка «Весёлые матрёшки»

Цель: знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

 Рисование«Рукавичка»

Цель: формирование умений украшать предмет, орнаментом дымковской росписи.

Работа с родителями.
Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок.
3. Заключительный.
- Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта.
- Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).
- Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками

Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.



НОД по развитию речи в младшей группе «Русская изба»
Образовательная областьРазвитие речи.
ЦЕЛЬ: Дать представление о русской избе. Обогатить словарь детей новыми словами. Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька и др.) , народным играм и русскому фольклору.
Ход занятия:
Кто пришел в гости к нам? (в избу входят дети). Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
-Мы пришли к Вам из деревни, а живем мы в деревянном доме, по старому - в русской избе. Вот такая моя изба(Плакат с русской избой). Посмотрите. Мы знаем, что вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. А поможет нам в этом волшебный клубок, у кого он окажется, тот должен назвать сказку (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку). /Теремок, Заюшкина избушка, Маша и медведь, Колобок, Три медведя, Волк и семеро козлят, Гуси-лебеди) Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно, и сейчас в деревнях. У нас в деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходят на реку или берут воду в колодце.
А что же люди делают, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь (иллюстрация с печкой). И в нашей избе есть печь. Посмотрите ребята. На ней я готовлю еду. А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
-Ребята, а у кого в доме есть такая печка? - Как нет? А на чем Ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.
А печи люди готовили, когда не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ, они заменяли что?
Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны (емкость, сделанная из чугуна – очень прочного металла). А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. Снизу печи было углубление для хранения дров. А еще на печи можно было погреться.
Мы с моим братцем Иванушкой очень люблю греться на печи.
- Ой, кто это на печи спрятался?Отгадайте загадку:
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (Ответы детей).
- Да, это котик. (Картинка кота). - а вы знаете про него потешки и расскажете мне. А потешки – это маленькие смешные истории, чтобы потешить или рассмешить, или заговорить маленьких деток.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Давайте поиграем с котиком.
Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на ковре, дети потихоньку подходят, проговаривая слова-потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).
- А вот еще одна потешка. Давайте расскажем е все вместе.
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький лобок.
Приди, котя, ночевать,
Мою детыньку качать.
- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы). Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо,мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашего братца Иванушку, покачаем его и споем ему колыбельную.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
- В русской избе шкафов и шифоньеров не было совсем. Где же русские люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. Их делали прочными, в них и вещи хранили, на них и спали. А вот наш сундучок, он у нас не простой, а призовой, в нем вам подарки. Но вот пора прощаться, приходите ко мне в гости. До свидания!



                            Занятие в младшей группе по лепке
«Весёлые матрёшки»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое восприятие
Цель: знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.
Программное содержание: привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
Материал к занятию: матрёшка (из двух частей), заготовка для украшения фартука, пластилин, доски для пластилина, салфетки.
Предварительная работа: чтение детям потешек, загадок, пение песенок, игры с матрёшками
Ход занятия.
(Под фонограмму в группу входит матрёшка с корзинкой)
- Здравствуйте, ребятки. Узнали меня?
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются (матрёшки)./А. Гришин/.
Правильно, я - Матрёшка. Мы уже встречались с вами. Я пришла не одна, а со своей подружкой. Это матрёшка расписная, русская игрушка Матрешка. Давайте с ней поздороваемся. – Здравствуй, Матрёшка.
Воспитатель: «Посмотрите внимательно на Матрешку.
Что одето у неё на голове?»
Дети: Платочек.
Воспитатель: Что одето у Матрёшки на туловище? - Сарафан. – Воспитатель: А впереди, что подвязала на сарафан Матрешка?
Дети - Фартук. - Что нарисовано на фартуке? – Цветы.
Посмотрите, какая наша Матрёшка красавица. На лице у неё (воспитатель
показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
глазки. Чёрные глазки. Брови – чёрные. Губки – красные. Цветной
сарафан и расписной фартук с цветами.
1. Коммуникативная игра.
Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топают ногами)
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши)
А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)
И друг другу улыбнемся. (друг другу улыбнуться).
Что-то наша Матрёшка тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть?
(Трясёт матрёшку). Давайте посмотрим, что там гремит?
Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется:
Ой, здесь ещё одна матрёшка! - Поставим Матрёшек рядом, и посмотрите одна матрёшка большая, а другая маленькая. Воспитатель вместе с детьми любуется матрёшками: - Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки.
- Русские красавицы
- Всем мы очень нравимся,
- Мы девчата удалые,
- Мы …расписные!
Наши Матрешки зовут нас порисовать, пройдите за свои столики. Но сначала
нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с нашими
пальчиками, а Матрешки поглядят.
Пальчиковая гимнастика "Мы веселые матрешки".
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами
идут по столу)
В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
Посмотрите, какие красивые Матрешки лежат у вас на столиках. Нужно
только украсить их. А украшать мы их будем ярким пластилином, скатайте из пластилина шарики и украсьте им фартучки
(Лепка)
Какие теперь нарядные у нас матрешки! Дети, а сколько у нас всего матрёшек? (много) – Правильно, много, целый
хоровод. - Давайте потанцуем с нашими матрёшками под музыку.
Вот и подошло к концу наше занятие, а нам с матрешками пора с вами прощаться. До свидания! До новых встреч!




Занятие по рисованию «Рукавичка» с элементами дымковской росписи во второй младшей группе
 «Рукавичка»
Цель: формирование умений украшать предмет, орнаментом дымковской росписи.
Задачи:
Образовательные:
- учить украшать предмет по мотивам сказки «Рукавичка»;
- учить проводить кистью линии, круги и точки, создавая орнамент;
- закреплять умение использовать в процессе рисования краски разных цветов.
Развивающие:
- развивать композиционные умения;
- развивать умение работать с красками;
- развивать воображение, фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сострадания;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудованиерукавички из бумаги, краски, вода, салфетки, рукавичка с орнаментом, дидактическая игра «Найди пару».
Методы и приемы: игровая мотивация, художественное слово, рассматривание иллюстраций, словесное объяснение и показ приемов работы, показ образца, самостоятельная деятельность детей, анализ работ.
Предварительная работа: чтение сказки «Рукавичка», рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.
Ход деятельности
Воспитатель незаметно кладет рукавичку туда, где дети могут ее легко найти
Эй, ребята, не ленитесь!
В круг скорее становитесь.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся всем вокруг!
Воспитатель. Ребята, что это? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, рукавичка. А чья она? Ребята может кто-то из вас потерял? (Ответы детей).
Наша варежка осталась
Без хозяйки. Вот беда!
Заблудилась, потерялась,
А вокруг неё зима.
Что же делать рукавице?
Нету ручки той родной,
Что согреет всю тряпицу
Своим маленьким теплом.
Плачет наша рукавичка,
Мёрзнет, лёжа на снегу,
И мечтает, что хозяйка
Прибежит за ней в пургу.
(Е. Александрова - Снежная)
Воспитатель. Может - это рукавичка деда из сказки? Помните, потерял он свою рукавичку, а когда нашёл, то в ней жили уже звери. Вы помните, какие звери там жили и как называлась сказка? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, дедушка забрал свою рукавичку, и звери остались зимой без домика. Как мы можем им помочь? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, правильно, мы можем нарисовать им домики. У меня есть вот такая рукавичка. Какого она цвета? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, белого. Но как мы можем ее украсить? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, смотрите у меня есть краски и кисти, мы можем украсить наши рукавички. Такой способ рисования называетсядымковская роспись. Но прежде чем мы приступим я предлагаю нашим пальчикам поиграть.
Физминутка
«Маша варежку надела»
Маша варежку надела: Гладим правую кисть с обеих сторон
- Ой, куда я пальчик дела? Загибаем большой палец
Нету пальчика, пропал! Поворачиваем ладонь, осматриваем
со всех сторон
В свой домишко не попал. –
Маша варежку сняла: Проводим левой рукой по правой от
от себя
- поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь. Кисть с выпрямленными пальцами
показываем с обеих сторон
Здравствуй, пальчик, как живешь? Пожимаем большой
палец
Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним, как нужно рисовать(Рисую образец)Вспомнили? (Ответы детей).
Воспитатель. Посмотрите, я рукавичку украсила вот так. А теперь вы возьмите кисточку в руку и приступайте к рисованию.
Дети приступают к рисованию
Воспитатель. Рисуйте аккуратно, набирайте достаточно краски на кисть, чтобы рукавички были яркими.
Воспитатель. Вот какие красивые рукавички у нас получились. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Хотите? (Ответы детей).
Дети играют в игру
Итог деятельности. Ребята, а кому мы сегодня помогли? (Ответы детей). А как мы им помогли? (Ответы детей). А как называется этот способ рисования(Ответы детей). А у кого-нибудь были затруднения? (Ответы детей).


ФОТО ОТЧЕТ



 








                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий